Дорогие друзья, влюбленные в историю!
Археологический музей-заповедник «Танаис» приглашает вас отправиться в новое увлекательное путешествие в прошлое нашего древнего города! Вы станете первооткрывателями, первопроходцами!
Предлагаем вам вместе с нами не только исследовать, но и реконструировать доселе не освещенную научными изысканиями сторону жизни танаитов: живопись в древнем городе.
Зададимся вопросами:
Украшали ли дома жителей Танаиса картины, привозимые купцами, наряду с другими предметами роскоши – великолепной посудой, коврами, мебелью, статуэтками богов, дорогими тканями, ювелирными украшениями? Какие живописные сюжеты были в ходу?
Может быть, местные художники покрывали живописными фресками стены домов, как это было, к примеру, в столице Боспорского царства Пантикапее, погребальные склепы и саркофаги?
На одной из внутренних сторон замечательного саркофага I в. н. э., найденного в Керчи в 1900 г., изображена мастерская пантикапейского живописца. Об этой удивительной находке рассказал замечательный исследователь Виктор Францевич Гайдукевич. Неподалеку от мольберта представлен сидящий за работой молодой художник-портретист, одетый в типичный боспорский костюм: это комбинация античной греческой и местной варварской одежды, соответствующей климатическим условиям северного Причерноморья. На художнике - короткий рукавный хитон, штаны, плащ и сапоги. Живописец разогревает восковую краску, которую он держит с помощью специального инструмента над жаровней. Между мольбертом и живописцем на высокой подставке расположен раскрытый ящик, имеющий внутри серию квадратных отделений с красками.
На стене висят три готовых портрета; один четырехугольный еще на подрамнике, два других заключены в изящные круглые рамы. Таким образом, с полной определенностью устанавливается, что в Пантикапее были художники, применявшие для писания картин энкаустику, т. е. восковые краски. Однако ни одного подлинного образца пантикапейской и шире – боспорской - станковой портретной живописи до нас не дошло.
Мы предлагаем всем вам стать участниками удивительного эксперимента по реконструкции прошлого! Попробуйте, дорогие друзья, перевоплотиться в античных художников и создать картины, рисунки, подобные которым, возможно, когда-то украшали дома жителей Танаиса!
Мы объявляем конкурс на лучшую живописную работу на античный сюжет и, предвкушая удовольствие, надеемся, что наш конкурс выльется в настоящую битву кентавров!
Предлагаем, отталкиваясь от сюжета знаменитой в античности картины замечательного художника Зевксиса «Семья кентавров», создать свое художественное произведение на тему жизни кентавров!
…Зевксис жил и творил в 4 веке до н.э. Своими трудами он составил себе огромное состояние и громкую известность, развившую в нем непомерную гордость; дошло до того, что он не хотел работать за деньги, а дарил свои картины царям и городам, говоря, что его произведения превосходят всякую цену; вёл очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах. Соперничая с Парразием в реализме, однажды он написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его.
Знаменитый шедевр Зевксиса «Семья Кентавров», утерянный человечеством, описал Лукиан в диалоге «Зевксис, или Антиох»:
«… Знаменитый Зевксис, ставший величайшим из художников, никогда, за исключением очень немногих случаев, не писал таких простых и обыкновенных вещей, как герои, боги, войны, — но всегда пробовал свои силы в создании нового и, замыслив что-нибудь неслыханное, необычайное, на нем показывал безупречность своего мастерства. Среди других смелых созданий Зевксиса имеется картина, изображающая женщину-гиппокентавра и двух ее детенышей-близнецов, маленьких гиппокентавров. Копия этой картины находится ныне в Афинах, и по тонкости передачи её можно спутать лишь с ней самой. А сам подлинник, как говорят, римский военачальник Сулла вместе с другими произведениями искусства отправил в Италию. Затем около мыса Малеи, кажется, корабль затонул, и все они погибли, в том числе и эта картина. Однако по крайней мере картину с картины я видел и, в свою очередь, покажу ее вам, насколько смогу, при помощи слова; хотя, бог свидетель, я совсем не живописец, — я помню картину очень хорошо, так как видел ее недавно у одного из афинских художников. И то сверхизумление, которое я испытал тогда перед искусством мастера, может быть, явится моим союзником и посодействует сейчас более точному воспроизведению.
На цветущей лужайке изображена сама кентавриха. Лошадиной частью тела она целиком лежит на земле, вытянув назад задние ноги; вся же человеческая, женская половина ее легко приподнята и, словно пробудившись, опирается на локоть. Передние ноги, однако, у нее не вытянуты, как у лошади, лежащей на боку, но одна согнута, с копытом, отведенным назад, как будто животное опустилось на колени; другая, напротив, выпрямляется, упирается копытом в землю, как делают лошади, когда пытаются вскочить. Одного из детенышей она держит, подняв на руках; другой скачет, как жеребенок. Повыше, словно стоящий на страже, изображен гиппокентавр; он выглядывает, смеясь, скрытый до половины своего лошадиного тела, и в правой руке держит, подняв над собою, молодого львенка, как будто шутя хочет попугать малышей.
Что касается остальных достоинств этой картины, то хотя некоторые и ускользают от нас, непосвященных, но все же я могу сказать, что они во всей полноте обнаруживают силу искусства: безукоризненно правильный рисунок; краски, составленные с полной естественностью и в меру наложенные; надлежащее распределение тени; умелая передача величины; равновесие и соразмерность частей и целого, — однако пусть хвалят их мастера живописи, которым подобает знать толк в таких вещах. Мне же показалось у Зевксиса достойным особенной похвалы то, что в одном и том же произведении он с разных сторон с избытком выказал свое мастерство. Кентавра-мужа он сделал всячески страшным и совершенно диким: с развевающейся гривой, почти сплошь волосатый, не только в лошадиной, но и в другой, человеческой половине, с очень сильно приподнятыми плечами, он, хотя и улыбается, смотрит вполне по-звериному, и в его взгляде есть что-то крутое и дикое.
Таков сам кентавр. Подруга же его как лошадь представляет красивейшую кобылицу, каких особенно много в Фессалии, еще не укрощенных и не знающих седока; верхней же половиной это — женщина красоты совершенной, за исключением ушей: только они у нее несколько напоминают сатира. И это смешение, эта сложенность двух тел, соединяющая и связывающая женское с конским, мягкий, не сразу совершающийся переход и постепенно подготовляемое превращение одного в другое — совершенно незаметны для глаза. А детеныши в самой ребячливости своей все-таки дики и, несмотря на нежный возраст, уже страшны; и как изумительно показалось мне то, что они оба очень по-детски глядят вверх, на львенка!
Выставив эту картину, сам Зевксис думал поразить зрителей мастерством выполнения, — и действительно, они сейчас же подняли крик. Да и что было делать им, когда их взорам предстало это прекраснейшее произведение?!»
Итак, дорогие друзья, попробуйте в произвольной живописной технике, вдохновляясь описанием знаменитой картины, создать свое произведение на тему жизни кентавров. Присылайте нам на конкурс фотокопии ваших работ на электронную почту museum_tanais@mail.ru с пометкой в строке «Тема письма» - «БИТВА КЕНТАВРОВ», мы их разместим на сайте музея.
Итоги 1 этапа конкурса «Битва кентавров» уже подведены 09 июня 2019 года, в ходе проведения ежегодного праздника «Пушкин и древности». Свои работы представили учащиеся МБУ ДО «Таганрогская школа искусств», все они награждены дипломами I и II степеней. Маленькие художники создавали свои шедевры под руководством опытных педагогов: Давтян Лианы Валентиновны, Зундер Нины Владимировны, Ятченко Яны Владимировны, Родного Владимира Николаевича. Мы размещаем здесь электронные версии рисунков ребят. Полюбуйтесь, друзья, на эти великолепные творения, излучающие красоту и гармонию! Надеемся, эти работы и вас вдохновят на творческие победы и свершения, увлекут вас историей и искусством античности, ведь завершен лишь промежуточный этап творческого состязания!
Конкурс Исторического рисунка «Битва кентавров» продолжается. Итоги 2 этапа мы планируем подвести 14 сентября 2019 года, в ходе проведения ежегодного праздника «День Танаиса». Приглашаем всех принять участие в конкурсе! . Мы будем рады вашим работам независимо от уровня их исполнения.