Анекдот, считавшийся старым еще во времена античного Танаиса: «Один странствующий спартанец, зайдя на постоялый двор переночевать, отдал хозяину рыбу, которую принёс с собой, и попросил приготовить её на ужин. Хозяин согласился, но сказал, что для приготовления ужина ещё потребуется хотя бы масло и хлеб. На что спартанец возразил: «Будь у меня масло и хлеб, стал бы я связываться с этой рыбой».
И вот прошло почти 2 тысячи лет… Эта история началась в 1964 году. Раскапывая городище Танаиса, археологи наткнулись на удивительную усадьбу, куда входили – по научной классификации, помещение «И», к которому принадлежал и подвал «М». Комплекс был заполнен амфорами со сгоревшим зерном и маслом– в подвале. А в помещении «И» археологи нашли огромное количество хозяйственной утвари: кастрюли, сковородки, горшки, зернотерки. И большую печь. Кому и чему служил этот комплекс? В таких случаях ученые начинают искать аналогии – по времени памятников, по культуре. Например, в это же время в Риме жил город Помпеи. А затем был погребен под слоем пепла от действующего вулкана. Страшная трагедия для горожан. И невероятная удача для археологов, живущих две тысячи лет спустя. Благодаря изучению Помпей, Пантикапея, Херсонеса и других античных городов, археологи знают: пекарни, как и сегодня, были не в каждом доме. Поэтому в сёлах и небольших городах хлеб пекли в общественных печах или в харчевнях, где за небольшую плату можно было испечь себе хлеб, пирог или другую сдобу. Да и как иначе: ведь эллины, да и римляне вслед за ними, всегда поедали пищу с хлебом и считали трапезу без белого или серого хлеба преступлением против богов. Именно поэтому пекари выпекали много сортов хлеба, используя пшеничную и ячменную муку. Но печь каждый день хлеб дома могли позволить себе не все. Это был тяжелый труд: очистить зерно, смолоть его на каменной зернотерке, просеять, замесить хлеб, выпечь ... Поэтому археологи предполагают, что в Танаисе тоже существовали общественные пекарни, или «хлебные магазины», как назовет их наш современник. И помещение «И» вместе с подвалом – остатки одной из них.
- Посмотрите, сколько всего тут найдено, что пригодится пекарю!, - говорит археолог Ирина Толочко, - 8 больших амфор с зерном - пшеницей, просом, ячменем, зернотерки. А, главное, огромная хлебная печь, до 1,5 метров в диаметре.
Два камня шершавых, да палка кривая…
Нехитрая штука… Скупая, как речь.
Да вот не испечь без нее каравая.
И даже лепешки простой не испечь.
Струится зерно золотое в воронку.
Два камня скрежещут века и века…
Вот так постепенно, вот так потихоньку
Стекает по желобу в плошку мука.
Устало скрежещут тяжелые камни
Средь запахов пота, полыни и кож…
То – Вечность – стекает в воронку по капле…
То – Время –сочится в подставленный ковш.
Автор: Дмитрий Коваленко