Праздник поэзии "Пушкин и древности" 9 июня 2019 года

21 мая 2019

В воскресенье, 9 июня, в археологический музее-заповеднике «Танаис» для  любителей стихов, музыки, театра состоялся ежегодный театрализованный праздник поэзии «Пушкин и древности».

С 10 часов открылась ярмарка народных ремесел. Праздник проходил на площадке у Башни поэтов, с 11 до 17 часов. Основные выступающие – поэты и барды донских литературных объединений и клубов. В концерте приняли участие и различные творческие коллективы: фольклорные, танцевальные, музыкальные. Зрителей ожидала традиционная викторина для знатоков творчества поэтов XX века. А таганрогский античный театр «Одеон» привез для гостей Танаиса новый спектакль «Симпосион Диогена» на сюжет древнегреческого мифа.

Во время праздника работали все экспозиции музея-заповедника. Кроме того, все желающие могли пострелять из луков в «Античном тире» и сфотографироваться на память в историческом костюме.

                                                Станьте автором мировой сенсации,

                                                 Участвуйте в конкурсе и

                                                 приезжайте в Танаис!

Дорогие друзья, влюбленные в историю!

Археологический музей-заповедник «Танаис» приглашает вас отправиться  в новое увлекательное путешествие в прошлое нашего древнего города! Вы станете первооткрывателями, первопроходцами!

Предлагаем вам  вместе с нами не только исследовать, но и реконструировать доселе не освещенную научными изысканиями сторону жизни танаитов: живопись в древнем городе.

Зададимся вопросами:

Украшали ли дома жителей Танаиса  картины, привозимые  купцами, наряду с другими предметами роскоши – великолепной посудой, коврами, мебелью, статуэтками богов, дорогими тканями, ювелирными украшениями? Какие живописные сюжеты были в ходу?

Может быть, местные художники  покрывали живописными фресками  стены домов, как это было, к примеру, в столице Боспорского царства Пантикапее, погребальные склепы и саркофаги?

На одной из внутренних сторон замечательного саркофага I в. н. э., найденного в Керчи в 1900 г., изображена мастерская пантикапейского живописца. Об этой удивительной находке  рассказал замечательный исследователь Виктор Францевич Гайдукевич. Неподалеку от мольберта представлен сидящий за работой молодой художник-портретист, одетый в типичный боспорский костюм: это комбинация античной греческой и местной варварской одежды, соответствующей климатическим условиям северного Причерноморья. На художнике - короткий рукавный хитон, штаны, плащ и сапоги. Живописец разогревает восковую краску, которую он держит с помощью специального инструмента над жаровней. Между мольбертом и живописцем на высокой подставке расположен раскрытый ящик, имеющий внутри серию квадратных отделений с красками.

На стене висят три готовых портрета; один четырехугольный еще на подрамнике, два других заключены в изящные круглые рамы. Таким образом, с полной определенностью устанавливается, что в Пантикапее были художники, применявшие для писания картин энкаустику, т. е. восковые краски. Однако ни одного подлинного образца пантикапейской  и шире – боспорской - станковой портретной живописи до нас не дошло.

Мы предлагаем всем вам стать участниками удивительного эксперимента по реконструкции прошлого! Попробуйте, дорогие друзья, перевоплотиться в античных художников и создать картины, рисунки, подобные которым, возможно, когда-то украшали дома жителей Танаиса!

Мы объявляем конкурс на лучшую живописную работу на античный сюжет и, предвкушая удовольствие, надеемся, что наш конкурс выльется в настоящую битву кентавров!

Предлагаем, отталкиваясь от сюжета знаменитой в античности картины замечательного художника Зевксиса «Семья кентавров», создать свое художественное произведение на тему жизни кентавров!

…Зевксис жил и творил  в 4 веке до н.э. Своими трудами он составил себе огромное состояние и громкую известность, развившую в нем непомерную гордость; дошло до того, что он не хотел работать за деньги, а дарил свои картины царям и городам, говоря, что его произведения превосходят всякую цену; вёл очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах. Соперничая с Парразием в реализме, однажды он написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его.

Знаменитый шедевр Зевксиса «Семья Кентавров», утерянный человечеством, описал Лукиан  в  диалоге «Зевксис, или Антиох»:

«… Знаменитый Зевксис, ставший величайшим из художников, никогда, за исключением очень немногих случаев, не писал таких простых и обыкновенных вещей, как герои, боги, войны, — но всегда пробовал свои силы в создании нового и, замыслив что-нибудь неслыханное, необычайное, на нем показывал безупречность своего мастерства. Среди других смелых созданий Зевксиса имеется картина, изображающая женщину-гиппокентавра и  двух ее детенышей-близнецов, маленьких гиппокентавров. Копия этой картины находится ныне в Афинах, и по тонкости передачи её можно спутать лишь с ней самой. А сам подлинник, как говорят, римский военачальник Сулла вместе с другими произведениями искусства отправил в Италию. Затем около мыса Малеи, кажется, корабль затонул, и все они погибли, в том числе и эта картина. Однако по крайней мере картину с картины я видел и, в свою очередь, покажу ее вам, насколько смогу, при помощи слова; хотя, бог свидетель, я совсем не живописец, — я помню картину очень хорошо, так как видел ее недавно у одного из афинских художников. И то сверхизумление, которое я испытал тогда перед искусством мастера, может быть, явится моим союзником и посодействует сейчас более точному воспроизведению.

 На цветущей лужайке изображена сама кентавриха. Лошадиной частью тела она целиком лежит на земле, вытянув назад задние ноги; вся же человеческая, женская половина ее легко приподнята и, словно пробудившись, опирается на локоть. Передние ноги, однако, у нее не вытянуты, как у лошади, лежащей на боку, но одна согнута, с копытом, отведенным назад, как будто животное опустилось на колени; другая, напротив, выпрямляется, упирается копытом в землю, как делают лошади, когда пытаются вскочить. Одного из детенышей она держит, подняв на руках; другой скачет, как жеребенок. Повыше, словно стоящий на страже, изображен гиппокентавр; он выглядывает, смеясь, скрытый до половины своего лошадиного тела, и в правой руке держит, подняв над собою, молодого львенка, как будто шутя хочет попугать малышей.

 Что касается остальных достоинств этой картины, то хотя некоторые и ускользают от нас, непосвященных, но все же я могу сказать, что они во всей полноте обнаруживают силу искусства: безукоризненно правильный рисунок; краски, составленные с полной естественностью и в меру наложенные; надлежащее распределение тени; умелая передача величины; равновесие и соразмерность частей и целого, — однако пусть хвалят их мастера живописи, которым подобает знать толк в таких вещах. Мне же показалось у Зевксиса достойным особенной похвалы то, что в одном и том же произведении он с разных сторон с избытком выказал свое мастерство. Кентавра-мужа он сделал всячески страшным и совершенно диким: с развевающейся гривой, почти сплошь волосатый, не только в лошадиной, но и в другой, человеческой половине, с очень сильно приподнятыми плечами, он, хотя и улыбается, смотрит вполне по-звериному, и в его взгляде есть что-то крутое и дикое.

Таков сам кентавр. Подруга же его как лошадь представляет красивейшую кобылицу, каких особенно много в Фессалии, еще не укрощенных и не знающих седока; верхней же половиной это — женщина красоты совершенной, за исключением ушей: только они у нее несколько напоминают сатира. И это смешение, эта сложенность двух тел, соединяющая и связывающая женское с конским, мягкий, не сразу совершающийся переход и постепенно подготовляемое превращение одного в другое — совершенно незаметны для глаза. А детеныши в самой ребячливости своей все-таки дики и, несмотря на нежный возраст, уже страшны; и как изумительно показалось мне то, что они оба очень по-детски глядят вверх, на львенка!

Выставив эту картину, сам Зевксис думал поразить зрителей мастерством выполнения, — и действительно, они сейчас же подняли крик. Да и что было делать им, когда их взорам предстало это прекраснейшее произведение?!»

Итак, дорогие друзья, попробуйте в произвольной живописной технике, вдохновляясь описанием знаменитой картины,  создать свое произведение  на тему жизни кентавров. Присылайте нам на конкурс фотокопии ваших работ на электронную почту museum_tanais@mail.ru с пометкой в строке «Тема письма» -  «БИТВА КЕНТАВРОВ», мы их разместим на сайте музея.  Мы будем рады вашим работам  независимо от уровня их исполнения.

Итог 1 этапа конкурса «Битва кентавров»  мы подведем  09 июня 2019 года  в музее на  поляне у Башни Поэтов во время ежегодного праздника «Пушкин и древности». Будем рады видеть вас среди гостей Танаиса!   Приезжайте со своими конкурсными работами и без них!!!

Победителя конкурса ожидает сюрприз в виде оригинального приза - авторской работы художника-керамиста.

 

Программа праздника «Пушкин и древности» – 2019

 

9.00-17.00. Открыты все экспозиции музеи заповедника: Музей истории Танаиса – в новом музейном здании; Выставочный комплекс – в старом музейном здании; Музей исторического костюма – на центральной усадьбе заповедника; Городище Танаис – экспозиция под открытым небом. Проводятся экскурсии – до 16.30.

 

10.00-16.00.

Работает «Ярмарка ремесел» с мастер-классами по рукоделию – располагается на центральной усадьбе музея-заповедника.

Работают интерактивные площадки: «Античный стрелковый тир» – в оборонительном рву городища; ателье «Фото в историческом костюме» – рядом с билетной кассой у Выставочного комплекса; детская игровая площадка напротив билетной кассы.

        

11.00.

Торжественная церемония открытия праздника – театрализованное представление. Проводится у «Башни поэтов».

Участники:

– античный театр «Одеон» – г. Таганрог

– поэтесса Любовь Волошинова – основатель первого музейного поэтического праздника 1980 г.

– редактор журнала «Полдень» Людмила Шиленко

– директор Донского издательского дома Ольга Рыбальченко

 

12.30.-12-45.

Подведение итогов первого этапа конкурса «Битва кентавров». Участники МБУ ДО «Таганрогская школа искусств». Определение победителя с помощью зрительского голосования. Вручение призов.

        

11.45-15.00.

Праздничный концерт и конкурс знатоков для зрителей. Проводятся у Башни поэтов. Участвуют литературные клубы:

– «Чайка» – г. Таганрог

– «Степь», руководитель Север Леонид Юрьевич – Неклиновский р-н

– Матвеево-Курганский литературный клуб, руководитель Шиленко Людмила Леонидовна

 – «Окраина» – г. Ростов-на-Дону

 – «Созвучие» – г. Ростов-на-Дону

 – «Дон» – г. Ростов-на-Дону

Выступают творческие коллективы и исполнители:

– культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «Танаис» – г. Ростов-на-Дону

– детская балетная студия «Гармония» – г. Таганрог

– танцевальная группа средней школы №16 хутора Недвиговка – Мясниковский р-н

– творческий коллектив ГБПОУ РО «Ростовский колледж культуры» – г. Ростов-на-Дону

–  Дом детского творчества с. Чалтырь Мясниковского района

– ансамбль народной песни «Россияночка» – Мясниковский р-н;

 – ансамбль донских армян «АНИ» – Мясниковский р-н;

 – ансамбль «Цицернак» – Мясниковский р-н;

 – Театр поэтов (г. Ростов-на-Дону);

– индивидуальный исполнитель Михаил Серегин (г. Таганрог);

 – бард Кадькало Сергей Федорович – г. Ростов-на-Дону

 

14.50-15.00.

Викторина для зрителей «Наследники Пушкина» – античная тема в творчестве поэтов XX века. Приз победителю – амфора с росписью в античном стиле.

15.00-15.50.

Спектакль таганрогского литературного театра «Одеон» по античным мотивам «Симпосион Диониса». Автор пьесы и постановщик – А. Боженко.

15.50-16.50.

«Свободный микрофон» – выступления поэтов и бардов, прибывших на праздник вне основной программы.

16.50-17.00.

Конец праздничной программы.  Прощание с участниками и гостями праздника.