В 1986-89 годах археологи Ростовского университета обнаружили на южном побережье Цимлянского водохранилища, в степи, три не потревоженные могилы VII-VIII в.в. н.э. Это было время расцвета хазарского каганата. Время, когда с хазарами считались византийские императоры. И находки в погребениях подтвердили это. Так, в кургане 2, пишут в своей статье археологи Сергей Безуглов и Светлана Науменко, были найдены девять византийских солидов (золотые монеты) - отчеканенных в Константинополе при трех, следующих друг за другом, императорах. А также серебряный кувшин византийской работы и иранская серебряная чаша.
Давайте познакомимся с чашей поближе, потому что именно ее можно увидеть на выставке «От Танаиса доТаны».
Археологи, нашедшие сосуд, говорят уверенно: этот уникальный предмет происходит из персидских ювелирных мастерских. Аналогов этой чаши нет. Исследователи не встречали ранее ни такую форму сосуда (чаша с ручкой), ни похожих композиций сюжета орнамента. На дне мы увидим медальон с резной вихревой розеткой, вписанной в ромбы - их всего три. Оставшаяся поверхность вызолочена, а фигуры выгравированы и вырезаны. Они оставлены в естественном для чаши цвете серебра. Орнамент поверхности сосуда представляет собой три сюжета. Разделены они деревьями. Ближе к ручке изображен лучник, целящийся в тигра. Неизвестный мастер до мельчайших деталей нарисовал костюм охотника: облегающую рубаху, штаны и юбку поверх них. Видно и оружие. Длинный меч, высокий лук, стрелы. Тигр, на которого охотится лучник, тоже узнаваем. Мастер наделил его полосками на шкуре и даже когтями на лапах. За спиной тигра - сучковатое дерево, обвитое лозой. Видны даже гроздья ягод! Справа от дерева с лозой другая группа. Это человек с медведем, козерог и ослик. Ослик оседлан и взнуздан: можно увидеть даже детали упряжи. Человек с медведем (или большой собакой) одет иначе, чем лучник. К рубахе и штанам ювелир добавил складчатый плащ ниже колена. Следующая группа изображений - олени. Точнее, олень и олениха. Олень изображен на бугорках (горы?), с которых он дотягивается до дерева и поедает листву.
Исследователи считают, что изысканная чаша принадлежит к серии позднесасанидских серебряных художественных сосудов IV-V веков.