«Магия прошлого в его присутствии в настоящем. Объяснить это невозможно, во всяком случае, совокупностью современных наук. Ближе всего к истине, как всегда оказывается поэзия: «Два чувства дивно близки нам…»
Валерий Чеснок
Имя реки Танаис известно с незапамятных времён. Ещё Страбон писал: «К Европе примыкает Азия, соприкасаясь с ней вдоль реки Танаис».
Одноимённый реке город был основан в III веке до нашей эры. По свидетельству того же Страбона, это был «общий торговый центр азиатских и европейских кочевников, с одной стороны, и прибывающих на кораблях с Боспора, с другой; первые привозят рабов, кожи и другие предметы, которые можно найти у кочевников, последние доставляют в обмен одежду, вино и все прочие принадлежности культурного обмена…Танаис – самое большое торжище варваров после Пантикапея». Город простоял восемь веков.
Войди в сей город, путник, без сомненья,
Как в дом радушный друга своего.
Он не ушёл. Он вышел на мгновенье –
На два тысячелетия всего.
Геннадий Жуков
Существование этого города на берегах Меотиды не было тайной для потомков, но места, где он находился, как мы сегодня говорим – локации, точно не мог указать никто.
Открытие совершил один из зачинателей российской археологии Иван Алексеевич Стемпковский. В октябре 1823 года, проезжая по делам вглубь страны, он свернул с дороги в низовья Дона в надежде «отыскать настоящее местоположение древнего города Танаиса, доселе неопределённое».
Стемпковский первым отождествил городище на правом берегу донской дельты с затерянным античным городом:
«И подлинно, я думаю, что остатки сего города существуют и доныне на означенной стороне, в 10 верстах от моря, близ донского села Недвиговка. Тут на возвышенном и крутом берегу реки нашёл я следы акрополя или цитадели; укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающих основание башен. Повсюду разбросаны обломки древних, глиняных остроконечных сосудов с ручками, называвшихся амфорами, и обыкновенно находимых везде, где греки имели свои поселения; а за рвом вся окрестность, на далёкое расстояние, покрыта ямами, кучами земли и золы (следы давнего жилья) равно множеством больших и малых курганов.. По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города и сей город не может быть иной как Танаис».
В честь 200 - летия этого судьбоносного события нынешней осенью в музее-заповеднике Танаис была установлена памятная доска. На 2023 год пришлась и ещё одна знаменательная дата – 170 лет назад начались раскопки Танаиса. Ровно через 30 лет после открытия Стемпковского.
Они были предприняты в 1853 году профессором Московского университета Павлом Михайловичем Леонтьевым, который не только подтвердил вывод предшественника, но и ввёл Танаис в историческую науку. Его отчёт о раскопках, опубликованный в сборнике статей по классической древности «Пропилеи», сегодня кажется не официальным документом, а письмом другу-потомку:
«Нельзя не думать с удовольствием надежды, близкой к исполнению, о том времени, когда постепенно расширяющееся исследование наших курганов даст возможность разделить их на большие группы, которые примут, наконец, от науки имя разных эпох и, может быть, даже имя народов. Тогда вещи, не имеющие в отдельности никакой цены, получат неизмеримую ценность как памятники цивилизаций, отличавшихся друг от друга и уже не безымянных».
Здесь взгляд живому откроется город у моря.
Сплетенье наречий,
Слиянье кровей и сердец.
А мёртвому взгляду – лишь пепел да прошлое горе.
Лишь мёртвые камни.
Лишь ветер.
Лишь Мёртвый Донец.
Осколок судьбы,
Возлежащий средь неба и пыли…
И след отпечатан
В ещё неостывшей золе,
До боли знакомый –
Так, словно однажды мы жили.
Так, словно прошли мы однажды
По этой земле.
Виталий Калашников
Не правда ли, как повезло этому городу? Время сохранило его руины, а столетия спустя, один за другим рождались люди, жаждавшие, вопреки любым обстоятельствам, раскрыть его тайны. Их благородные имена вписаны в историю.
«Выражение «докопаться до истины» универсально: его употребляют физики, философы, инженеры и математики. Для них оно звучит иносказательно, и лишь для археологов оно имеет буквальный смысл - они докапываются до истины лопатой». Валерий Чеснок
Наконец, в 1955 году для исследования Танаиса Институтом археологии АН СССР и Ростовским областным музеем краеведения была создана Нижне-Донская археологическая экспедиция (руководители Д.Б.Шелов и Т.М.Арсентьева). В 1959 году городище и его некрополь были объявлены заповедной территорией.
В год полёта Гагарина, в 1961, здесь на месте первых раскопок, был открыт первый в России археологический музей-заповедник.
Валерий Фёдорович Чеснок возглавил заповедник в 1972 году и, не смотря на настойчивое желание солидных людей из серьёзных кабинетов поскорее с ним расстаться, покинул пост директора через 30 лет, уже в новом тысячелетии.
На мой взгляд, эти 30 лет стали особой эпохой в судьбе Танаиса, хотя кому-то такое определение может показаться слишком высоким. Мы не станем говорить сегодня о масштабах и логике ведения раскопок, о том, сколько в эти годы было опробовано и реализовано впервые - экспозиция под открытым небом, реконструкция жилища, моста античной эпохи, старинных боевых машин… И ещё о многом сделанном гораздо точнее расскажут другие. Мы – о миссии, которую подарила судьба этому нетипичному директору.
Мы встретились и начали сотрудничать уже в 80-е годы. У Валеры всегда было много интересных тем, он очень хорошо писал и скоро стал постоянным автором нашей молодёжной телевизионной программы. Недавно в старой папке я наткнулась на пресловутые пожелтевшие листки с почти выцветшим машинописным текстом. Присмотрелась, это же сюжет Чеснока! Наверху пометка – цензор. И сразу вспомнилось, сколько же раз в те далёкие времена цензор возвращал мне его тексты, потому что опять и опять в начале страницы Валера писал: «Вид сверху. Мы пролетаем над дельтой Дона…». На чём он собирался лететь, мы не выясняли, но такие кадры нам к показу не разрешали. Я переписывала текст, объясняла цензору, что это полёт фантазии, обещала поработать с автором. Но всё повторялось.
Потому что наш автор смотрел на Танаис не так как мы, не как на учреждение культуры, не на уровне глаз, а с высоты мироздания. У него была своя точка отсчёта: «Река Танаис отмечена на древнейших картах планеты… Мир вписан в круг – символ кольца Океана, опоясывающего землю, разделённую на Азию, Европу и Африку. На карте эта схема напоминает букву Т: вертикальный столбец – Средиземное море, левая перекладина – река Танаис, правая – Нил… И река Танаис – один из основных элементов мироописания или, как обозначали в географии римского времени «круга земного», эквивалента греческой «ойкумены».
Теперь, когда земная жизнь нашего друга завершена, загляните в его книги – их много - там нет прозы, хотя рифм тоже нет!
«Город уже более века исследуют археологи; в незримой степи его раскинулись постройки музейной усадьбы, и небольшая команда музейщиков колдует над находками и у стен, понемногу, медленно, возрождая далёкую жизнь… Но представьте повседневность 800-летней биографии города: сколько поколений, событий! И всё это надо распутать, перехватить нить у дремлющей троицы богинь-парок и проследить судьбы».
Валерий Фёдорович был неутомим в желании поведать миру о Танаисе и его особой роли в истории цивилизации. В ту пору ни заповедник, ни его директора никак нельзя было назвать богатыми, но сюда потянулись люди, зачарованные этими рассказами. И для всех находился ночлег и чай, а сутки раздвигались, чтобы времени хватило на стихи под звёздным небом.
Здесь, под античным небом Танаиса,
Зимой гостили у меня Гораций,
Гомер, Овидий, Геродот, а летом
Родные и приятели: актрисы,
Писатели каких-то диссертаций,
Изгнанники, скитальцы и поэты.
Виталий Калашников
Тогда же словно сами собой родились знаменитые праздники, первые на Дону – пушкинские. «Пушкин и древности» в ближайшее к дню рождения поэта воскресенье. У истоков стояла мудрейшая Елена Владимировна Нестерова и совсем молодые тогда - Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Александр Брунько, Любовь Волошинова, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов. Танаис питал их музу. Из этого времени в нашу жизнь вошла и «башня поэтов», и сама поэтическая «заозёрная школа», которую сегодня знают в России.
Любительские спектакли на руинах, уроки древних ремёсел, на которых побывали сотни детей, летние познавательно-игровые программы для школьников разных возрастов – в Танаисе этой поры через игру прорастала музейная педагогика.
Директор настаивал: «Будущее музея – любого - это театр: возвращение музею первоначального смысла и назначения, идущего от греческого «мусейон» - местопребывание, обитель и храм муз – богинь наук, искусства, досуга, творческой деятельности. Мудрость древних отразила в этом слове единство форм культуры, соединяющей в пространстве музея гуманистический потенциал прошлого и надежды сегодняшнего дня».
А сколько приворожённых Танаисом живописцев, графиков, керамистов по-своему поведали о нём современникам! До сих пор перед глазами невероятные костюмы из проекта «Танаис» легендарной Лидии Ивановны Стадниченко.
Не будет преувеличением сказать, что именно Чеснок прорубил для Танаиса окно в большой мир искусства. Необходимость этого для будущего развития заповедника ему была очевидна:
«В истории новая волна открытий начинается с момента, когда факты осеняет искусство своим волшебным крылом… Если не понять этого, история останется игрушкой, лёгким чтивом, аттракционом: что-то из разряда зрелищ. Это не так. История – хлеб бытия и человечества, и личной судьбы. Древние это понимали: недаром Мнемозина, богиня памяти - и древнейшая в пантеоне богов, она мать всех муз – юных богинь, открывающих то, что мы называем культурой».
Он первым заговорил о необходимости объединить все знаменитые памятники области в единую «Серебряную подкову Дона». Он подробно её проработал, но тогда о туризме – как о прибыльной отрасли, ещё не думали, а вдохновенного историка считали фантазёром. Но он мечтал и был прав, что доказывает наша сегодняшняя жизнь.
Двадцать с лишним лет назад Валерий Фёдорович Чеснок вывел свою формулу:
«Танаис – важнейшее звено в будущей индустрии туризма. Может быть, самое главное, что даёт город для тысяч посетителей – это возможность ощутить масштаб жизни, её фантастическую глубину, связующую судьбы каждого из нас с вечностью, с прошлым и будущим».
Л.Суркова