МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ «ТАНАИС»
В детских учреждениях близлежащих к музею-заповеднику городов и районов большой популярностью пользуются исторические практикумы по древним ремеслам, рассчитанные на группу в пределах 25 человек. Они проводятся на базе музейно-педагогических центров заповедника: «Музей детства» и «Студия живой истории».
Урок гончарного ремесла. Дети получают по куску настоящей гончарной глины.
Мастер – музейный педагог объясняет и показывает древнейший способ изготовления посуды вручную, который называется жгутиковым. И дети пробуют своими руками тем же способом, из глиняных жгутиков, слепить какую-нибудь посудину: миску, кувшин, горшок…
Если остается время и глина, каждый может слепить все, что хочет. Готовые изделия дети забирают домой: их нужно высушить, и тогда можно разрисовать красками по своему вкусу.
Такой урок может быть и театрализованным. Дети надевают костюмы, как у древних танаитов. Мастер произносит похвальное слово Глине – древнейшему природному материалу, который человек приспособил для своих нужд. И знакомит детей с сюжетом мифа или сказки на «глиняную» тему, который они и разыгрывают. Например – «Как Горшок примирил огонь и воду». Маленький спектакль помогает школьникам узнать об удивительных свойствах глины и рождении из нее нужных в быту предметов. И тогда намного интереснее лепить после игры. Да и посуда получается удачнее.
«Мастерская Арахны» – на этом уроке дети знакомятся с основами прядильного и ткацкого ремесла. Узнают миф о состязании искусной ткачихи Арахны с самой богиней Афиной. Учатся сплетать нити в полотно на деревянном станке-раме – как Пенелопа в ожидании Одиссея; треплют льняную кудель, вытягивают волокна и свивают в нить с помощью инструментов старинного образца.
Еще один практикум по рукоделию. Ребята узнают, как и для чего использовали войлок в быту и как его изготовляли.
На уроке мастер показывает технику мокрого валяния: делит кусок шерсти на пряди, сворачивает их в комок, окунает в мыльную воду и слегка отжав, скатывает из шерстяных волокон плотный войлочный шарик. Затем и дети пробуют это сделать. Из нескольких шариков уже получаются бусы.
А если постараться, можно смастерить и несложную фигурную поделку, например, аппликацию на одежду или сумку.
Самый необычный из исторических практикумов. Ученые немало потрудились, чтобы понять смысл человекоподобных фигурок из глины, камня, дерева, ткани. Их значение в древности было тесно связано с представлениями людей об окружающем мире и обожествлением сил природы. Кукла приносила счастье и удачу, оберегала от зла, болезней и смерти. На каждый случай ее создавали по особым правилам. Традиции этих верований дожили в культуре разных народов до наших дней. Какие – объясняет и показывает мастер.
А потом дети делают простых кукол сами – из ткани и других природных материалов, которые получают на занятии. Удавшихся кукол забирают с собой домой: пусть несут свою многовековую службу как верные помощники человеку.
На уроке узнаете тайну, которую многие века хранит свисток, о языке свиста и загадочных историях духовых инструментов. Используя кукольные персонажи, сможете сами поучаствовать в спектакле, повествующем о происхождении свистульки. На память смастерите простой музыкальный инструмент.
Работает в музее-заповеднике и система выездных циклов исторических практикумов по вышеперечисленной тематике (проводятся в основном в зимний период по заявкам в школах и других детских учреждениях близлежащих к заповеднику городов и районов Ростовской области).
СТУДИЯ ЖИВОЙ ИСТОРИИ
Постоянно действующая образовательная программа для школьников х. Недвиговки, в которой на безвозмездной основе проводятся занятия с местными школьниками всех возрастов.
Программа представляет собой циклы специализированных занятий для детей по освоению древних техник домашнего рукоделия. Это не только ремесленная практика, но и поисково-собирательская работа как раздел тематического краеведения, в результате которой школьники развивают свои творческие способности и овладевают различными приёмами и навыками музейной деятельности. Занятия проводятся два раза в неделю.
Через приобщение детей к забытым ремёслам одновременно оказывается влияние на формирование их художественного вкуса и открывается возможность последующего совершенствования их новых увлечений в других областях жизни, воспитывается уважение к собственной истории. Участвуя в поисковой работе, студийцы постоянно соприкасаются с историей своей Малой Родины. Знакомство с ее фактами помогает им узнать прошлое хутора, в котором живут, понять свои корни. Жителей Недвиговки окружают уникальные археологические памятники: руины древнего античного города Танаиса III в. до н.э. – V в. н.э., комплекс стоянок людей древнекаменного века «Каменная Балка» – 15-25 тыс. лет назад; остатки турецкой крепости Лютик – XVII в., курганные могильники кочевников от эпохи бронзы до средневековья и др. Хуторские ребята, приходя в музей-заповедник, могут непосредственно встретиться с подлинными археологическими находками (артефактами), остатками кварталов и укреплений древнего города, реконструкциями древних предметов и масштабных построек, и до многого в самом буквальном смысле дотронуться руками. Весь этот исторический багаж играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Студия работает по специальным программам: «Лоскутное шитьё и народная кукла», «Вышивание», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление сувениров». Все они адаптированы к разным возрастам и уровню подготовленности детей. Знакомство со сведениями античных авторов и поисковая практика помогают студийцам реконструировать на занятиях настольные игры, модели метательных орудий и даже научные достижения далекой эпохи – например, винт Архимеда. С помощью кукол, сделанных своими руками, школьники разыгрывают древние мифы и легенды.
Занятия в Студии живой истории не только повышают образовательный и культурный уровень учащихся. Очень важно, что они способствуют пониманию жизненных ценностей и перспектив, формированию позитивного образа «Я», развивают новые интересы, снижают детскую агрессивность, являются средством профилактики подростковой преступности, дают заряд положительных эмоций и в немалой степени решают проблему занятости детей во внеурочное время. А также помогают реабилитации и психокоррекции поведения детей, ограниченных психологическими и социальными проблемами, коренящимися в неблагоприятных семейных отношениях и окружающей обстановке. Есть уже немало примеров, как «трудные подростки» после прихода в Студию постепенно перестают быть «трудными».
Кроме того, в перспективе Студия рассчитана на профессиональную ориентацию школьников как будущих музейщиков: «Танаису» нужны молодые кадры. Уже сейчас среди старшеклассников-студийцев есть желающие получить после школы образование для дальнейшей работы в музее, который начинается буквально за порогом твоего дома.